МАОУ "СОШ" пос. Старый Бисер
Главная | Информационное воздействие на психику ребенка | Регистрация | Вход
 
Пятница, 24.01.2020, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Внимание!
Для слабовидящих
Меню сайта
Новые файлы
[14.10.2014][Программы]
Рабочая программа по факультативу в 5 классе «Язык мой - друг мой» (0)
[14.10.2014][Программы]
Адаптационная программа элективного курса "Народное творчество" для учащихся 7 класса (0)
[14.10.2014][Программы]
Рабочая программа элективного курса «География на кухне» (0)
[14.10.2014][Программы]
Рабочая программа факультатива по математике «ТЕСТОВАЯ ПОДГОТОВКА ПО МАТЕМАТИКЕ» (0)
[12.03.2014][Уроки]
План-конспект открытого занятия на тему "Цветок в технике торцевания" (0)
Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационное воздействие на психику ребенка

   Персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь усугубил данную проблему. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?
Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин - "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени.
К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии - может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но что ожидает людей там? Каково же влияние компьютерных игр на психику ребенка?
Компьютерные игры амбивалентны по своему влиянию на личность игрока, попробуем остановиться на позитивных моментах этого влияния.
Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры-приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии.
   Игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать двояко: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот, агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием.
   Наименьшее зло представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ.
Положительное влияние имеют и компьютерные игры другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического,
комбинаторного мышления. Азартные игры, в противовес им, требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание ("Пакман", "Диг-Даг") включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.
В практической деятельности психологи используют компьютерные игры для диагностики особенностей ребенка.
   Отношение к репертуару, темпу, рекордам, трудностям, проблемам, наблюдение за тем, как играет ребенок, дает много информации для понимания его психического склада. А использование компьютерных игр в коррекционной работе позволяют решить ряд психологических проблем, связанных, например, с заниженной самооценкой,              плохой переключаемостью     внимания, медлительностью, помочь в развитии пространственного мышления, ключевых процессов социальной перцепции и коммуникации.
   О программах для детей постарше можно говорить очень долго. Их множество: от кроссвордов и логических задач до репетиторов по школьным предметам и всевозможных тренажеров; энциклопедии, справочники - всего не перечислишь.
При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей.
Мы останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр.
   Во-первых, электронное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее.
   Во-вторых, компьютер вызывает у детей психическое напряжение, в результате возникает стрессовое состояние.
У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.
   Развивается меркантильность детского сознания. Нарастание агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы.
   Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами - ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей. Ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет.

Сведения об авторе: Зайцев Александр Борисович - кандидат психологических наук, доцент.
Место работы:            Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (национальный
исследовательский университет) в г.Кыштыме
 
Форма входа
Оцените!
Интересные сайты
Новые фотографии
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 588
Друзья сайта

Презентации для уроков. В помощь учителю.

Возраст сайта

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный конструктор сайтов - uCoz