ШКОЛА ВОЕННОЙ ПОРЫ
Газета "Ленинец"
Горнозаводский район ,
Пермская область,
1987г.
Защищая советскую Родину, в боях с немецко - фашисткими захватчиками смертью храбрых погибли учителя Бисерской школы М.А. Ардашов, С.И.Соколов, Л.С.Округин, А.Г.Титов, В.М.Осколков. Вместо ушедших на фронт пришли в школу мы, её бывшие выпускники. Директором семилетки с 1942 года стала приехавшая из Серова К.И.Лунина.
Электричества не было, а школа работала в две смены. Уроки велись при свете керосиновой лампы или даже фитилька - коптилки. Два школьных здания отапливались печами. Дрова для школы учителя вместе с учащимися 7 классов и родителями заготавливали сами.Мы брали обязательство нарубить в весеннее время для школы по 20 кубометров дров.
Почти в каждую семью война приносила горе, страдание. Бывало, войдёт учитель в класс и видит - то тут, то там плачут дети. Значит, убит на фронте или искалечен родной ребёнку человек - отец, старший брат, а может быть и сестра.От учителя требовался особый такт, заботливое отношение, любовь к детям военного времени.
В Бисер прибывали эвакуированные с Украины, Белоруссии. Были ребятишки из Ленинграда, Москвы, из - под Сталинграда. Некоторые из них перенесли бомбёжку фашистских самолётов. Много у таких детей было горя. Но дружный учительский коллектив делал всё возможное и невозможное, чтобы окружить школьников вниманием, заботой.
Несмотря на трудности, администрация школы, коммунисты, комсомольцы так ставили воспитательную работу, что жизнь в школе кипела ключом.
Тимуровцы шефствовали над семьями погибших фронтовиков. Ребята кололи и заготавливали дрова, носили воду, мыли полы, нянчили малолетних детишек.
Лозунг "Всё для фронта, всё для Победы!" был законом и для школьников. Вместе с учителями они выходили с учителями на сбор металлолома. "Ведь это - новые танки, самолёты, пушки для фронта", - говорили ребята, собирая старую негодную рухлядь из металла. А в летние каникулы выходили в лес на сбор лекарственных растений. Собирали ягоды шиповника, малины, черники. Сушили их и отправляли в госпитали для лечения раненых.
Каждый учитель вёл большую общественную работу. Вечерами шли в семьи фронтовиков. Ветеран педагогического труда О.С.Бодрина вспоминает:
-Агитаторы работали добросовестно. Каждую неделю ходили мы на свои участки, рассказывали о положении дел на фронте, читали художественные рассказы о войне Нас ждали, нам были рады. Это были жёны фронтовиков и многие из них - уже вдовы. Они делили с нами своё горе и радость. Я до сих пор благодарна за их доверие к нам.
Работали учителя и по распространению облигаций займов военного времени. Многие бисеряне добровольно вносили свои средства на постройку танков, самолётов.
Но больше всего запомнились комсомольские воскресники. Ранним утром, вооружившись топорами и пилами, учителя да и все комсомольцы Бисера, как заправские лесорубы, уходили в лес. С грохотом и треском валились вековые деревья. Затем девчата разделывали хлысты на брёвна.Не было опыта, сноровки в валке леса. Но знали, что этот наш труд для фронта, для Победы. Лес шёл на сооружение блиндажей и землянок, а часть на рудстойку для шахт.После такой работы нам, учителям, не стыдно было прийти в рабочий коллектив поговорить с молодёжью о событиях на фронте, о задачах комсомола в условиях военного времени. Особенно, когда обсуждалось обращение уральцев комсомольцев - фронтовиков и комсомольцев тыла.
Интеллигенция Бисера в годы Великой Отечественной войны жила одной жизнью со всеми трудящимися под лозунгом: "Всё для фронта, всё для Победы!" Хотелось бы назвать таких моих подруг "как О.С.Бодрина, А.Г.Бормотова и более старших коллег Н.Д.Оборину, Ф.А.Кондакову, К.С.Сухорукову. В предпоследний день войны пришла в школу Г.А.Палько. По другому в то время мы бы жить не смогли.
Г.КОРОБОВА,
рабкор.